Чукаев Павел (starina_chuk) wrote,
Чукаев Павел
starina_chuk

Триллер на бумаге


Слово «бестселлер» употребляется рядом с названием «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон, Швеция, 2004 год) так часто, настойчиво и в столь превосходных степенях, что складывается впечатление, будто детективный роман шведского писателя Стига Ларссона – главное произведение современной мировой литературы. Мой интерес к этой книге подогрела также ее голливудская экранизация (которую я пока не смотрел) и то, что трилогию Ларссона под условным названием «Миллениум» пару лет назад зачитала до дыр вся женская половина моей семьи вплоть до бабушки.
«Девушка с татуировкой дракона» – первая часть трилогии. Вообще, если верить википедии, Ларссон задумывал создать в рамках этого цикла целых десять романов, однако реализовал план меньше чем на треть из-за внезапной кончины в возрасте пятидесяти лет. «Девушка…» была его первым большим произведением, да и ее издали уже после его смерти, так что признание таланта Ларссона со стороны читающей публикой оказалось посмертным.
Несмотря на название, в первом романе трилогии вовсе нет одного ярко выраженного главного героя женского пола. Казус объясняется «трудностями перевода» – в оригинале книга называется «Мужчины, которые ненавидят женщин», что, несомненно, ближе к теме произведения. На самом деле главных героя два. Первый из них – известный в Швеции 45-летний журналист Микаэль Блумквист, соучредитель и главная пишущая сила журнала «Миллениум», который специализируется на экономических расследованиях. Знакомство читателя с Блумквистом происходит в тот момент, когда он переживает самый страшный провал в карьере – по следам одной из его разоблачительных публикаций суд признает Микаэля виновным в клевете на воротилу финансового мира Веннерстрёма и приговаривает к крупному денежному штрафу и трем месяцам тюремного заключения.
В этот момент Блумквист получает неожиданное предложение от Хенрика Вангера — давно отошедшего от дел совладельца крупного концерна — который предлагает Микаэлю расследовать исчезновение его племянницы Харриет, случившееся 40 лет назад в родовом гнезде Вагнеров на севере Швеции. Тайна пропажи Харриет до сих пор не дает покоя престарелому Хенрику — в том числе и потому, что он уверен, будто в этом замешан кто-то из членов его семьи.
В этом расследовании, в ходе которого Блумквист неожиданно для себя выходит на след серийного маньяка, жестоко убивавшего женщин по всей Швеции в 50-60-х годах, Микаэлю приходится прибегнуть к помощи Лисбет Саландер – той самой девушки с татуировкой дракона – с которой читатель также знаком с первых страниц книги. 26-летняя Лисбет – очень противоречивая личность. Признанная решением суда недееспособной, по всем документам компетентных органов она проходит как асоциальный и едва ли не умственно отсталый человек. На самом же деле Лисбет, действительно имеющая сложный характер из-за трудного детства, — выдающийся компьютерный хакер и исследователь. Она помогает Блумквисту не только разгадать загадку исчезновения Харриет Вангер, но и вывести на чистую воду мерзавца Веннерстрёма.

«Девушка с татуировкой дракона» из тех книг, которые читаются на одном дыхании. Впервые открывая этот роман, я наметил, что, если читать в среднем по главе каждый день, то как раз управлюсь за месяц, но в результате «проглотил» книгу за две недели. И это еще я старался себя ограничивать: на одном дыхании прочитав поздним вечером две-три главы, с трудом заставлял себя закрыть книгу и отправиться спать, чтобы не засидеться совсем уж до глубокой ночи. Написан роман действительно очень увлекательно и интригующе – в расследовании Блумквиста и Саландер постоянно появляются новые ниточки и обстоятельства, которые заставляют с нетерпением ждать следующей возможности взяться за книгу. При этом по мере приближения к развязке детектив постепенно перерастает в настоящий триллер на бумаге, который способен пощекотать нервы читателям с богатым воображением.
Вместе с тем, от самого-самого супер-мега-пупер-бестселлера современности я все-таки ждал чего-то большего, чем просто детектива (пусть и ооочень увлекательного). Да, в «Девушке с татуировкой дракона», конечно, затрагиваются темы журналисткой этики и морали, «покладистости» шведских экономических обозревателей, идущих на поводу у финансовых воротил, небезупречности существующего в Швеции института опеки над недееспособными гражданами (и вообще признания отдельных лиц недееспособными), но — именно затрагиваются, а не раскрываются автором. Единственная же проблема, которой в книге уделено действительно много внимания — проблема сексуального насилия — в общем-то, не нуждается в особом раскрытии (во всяком случае, в формате детектива), поскольку и так понятно, что подобные действия заслуживают исключительно осуждения. В общем, не получилось у меня обнаружить в первом романе Стига Ларссона какой-то «макроидеи», наличие которой позволило бы говорить о нем как о значительном литературном произведении, а не просто как об увлекательной книге для вечернего чтения. Впрочем, начало романа и его концовка оставляют надежду на то, что такую идею удастся уловить в масштабах всей трилогии. Пока же смело рекомендую «Девушку с татуировкой дракона» любителям замороченных детективов и «бумажных» триллеров.

Tags: ИСКУССТВА, КНИГИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments