Чукаев Павел (starina_chuk) wrote,
Чукаев Павел
starina_chuk

Подсолнечные башни: сносить нельзя оставить



На станции Подсолнечная в подмосковном Солнечногорске собираются снести башни, служившие раньше водонапорными — для заправки паровозов. За сегодняшним непрезентабельным видом этих строений сложно разглядеть их историческое значение, хотя они являются не только памятниками инженерного искусства, но и частью ныне уже, в основном, утраченного единого архитектурного стиля Николаевской (теперь — Октябрьской) железной дороги — первой стальной магистрали страны. Уничтожить башни собираются якобы для строительства подземного перехода, но на самом деле, похоже, просто так — потому что никому из ответственных лиц не пришло в голову сохранить исторические строения.

UPD 20 июня башни станции Подсолнечная были признаны выявленным объектом культурного наследия Московской области. По идее, снос им теперь не грозит.


Первая большая железная дорога России строилась в рамках единой архитектурной концепции. Самым заметным ее проявлением является похожесть зданий Ленинградского и Московского вокзалов соответственно в Москве и Петербурге. Здания вокзалов станций 1-го и 2-го классов тоже, как известно, были типовыми. А для станций 3-го и 4-го классов архитектор Рудольф Желязевич разработал единые проекты водонапорных башен, служивших для заправки паровозов водой. Поскольку железная дорога между Москвой и Петербургом сразу строилась двухпутной, башни тоже ставили парами, и они образовывали на станциях небольшие архитектурные ансамбли. На маленьких станциях это были единственные кирпичные постройки.



Башня в разрезе. На втором этаже располагался бак для воды, а на первом устанавливались водоподъемные насосы и паровые двигатели. Из бака вода самотеком подавалась в тендер паровоза через специальный настенный кран. Вскоре для заправки паровозов были придуманы гидроколонки, и необходимость в строительстве больше одной башни на станции отпала.



Станция Подсолнечная была открыта вместе со всей дорогой в ноябре 1851 года, и к тому моменту башни, разумеется, уже были построены. Вот так станция выглядела в середине XIX века — фото Иосифа Казимировича Гофферта из альбома «Виды Николаевской железной дороги» 1864 года издания.



А это снимок одной из солнечногорских водонапорных башен в первой половине ХХ века — видимо, в 1920–30-е годы.



Как уже говорилось, такие водонапорные башни были построены и на других станциях 3-го и 4-го классов. Точнее, на станциях 4-го класса, к которому принадлежала Подсолнечная, они были точно такими же, а на станциях 3-го класса, как например, на соседней станции Крюково, — чуть более изысканными по архитектуре.



Крюковские башни были разрушены в ходе Великой Отечественной войны. Они являются популярным фоном для батальных картин, посвященных боям за станцию Крюково. Это полотно из собрания Музея Зеленограда принадлежит кисти художника Сибирского.



Башни станции Подсолнечная в 1958 году увековечил на холсте член Академии художеств СССР Георгий Нисский. Его картина называется «Полустанок. Станция Подсолнечная».



Всего на Николаевской железной дороге было 25 пар таких водонапорных башен: 9 — на станциях 3-го класса и 16 — на станциях 4-го класса. И вот теперь самое интересное: к настоящему моменту сохранилось все два таких ансамбля: в Солнечногорске и на станции Гряды в Маловишерском районе Новгородской области, на петербургской половине дороги. На нескольких станциях в Новгородской и дальнем углу Тверской областей осталось по одной такой башне. То есть солнечногорский ансамбль — предпоследний из существовавших когда-то двадцати пяти.
Фото февраля 2012 года.



А это — май 2013-го.



К сожалению, сегодня башни, которые вполне могли бы считаться памятником архитектуры, выглядят крайне обшарпанно, хотя и выкрашены по последней моде в корпоративные цвета РЖД.



Впрочем, только со сторон, обращенных к железной дороге. На заднике — бежево-розово-коричневые цвета, оставшиеся от фирменной расцветки Октябрьской железной дороги.



Несмотря на неприглядный вид, в целом строения, по мнению специалистов, находятся в хорошем состоянии. Сохранились и оконные проемы, и декор. Он, кстати, был единым для большинства построек Николаевской железной дороги.



По прямому назначению башни, разумеется, давно не используются. В одной из них сейчас располагаются (инфа с «Архнадзора») механические мастерские и склады. В другой, стоящей у пути в сторону Петербурга, — на первом этаже находится компрессорная установка и подсобка железнодорожников, а на втором склад. В этой башне сохранились первоначальные сводчатые перекрытия и кирпичная печная труба.



А еще изящная чугунная лестница, ведущая на второй этаж.



Конечно, нынешний вид башен не соответствует облику, который должны иметь здания, являющиеся, по сути, памятниками архитектуры, но, несмотря на это, стояли бы они, наверное, и дальше немым свидетелем истории и символом города и железной дороги, если бы не... Переформулировав известное выражение, сложившуюся ситуацию можно обрисовать фразой «не было несчастья, да счастье помогло»
В прошлом году на станции Подсолнечная решили строить подземный переход. Впервые эта информация была озвучена в сентябре прошлого года на встрече губернатора Подмосковья с жителями Солнечногорска, которые пожаловались ему на состояние пешеходного моста через железную дорогу. А в феврале этого года выяснилось, что после строительства подземного перехода, вместе с пешеходным мостом разберут и исторические башни, к которым он фактически крепится. Причем обосновывался снос башен благоустройством территории станции, а вовсе не какой-то технологической необходимостью.



После этого в Солнечногорске развернулась кампания по защите исторических башен (активисты направили заявку на признание их выявленными объектами культурного наследия). Одновременно местные власти (хотя им-то, казалось бы, какое дело, ведь работы будут вестись за счет РЖД) через подконтрольные СМИ начали сталкивать активистов — защитников башен с обычными пассажирами и пешеходами, пытаясь представить ситуацию так, что сохранить башни якобы можно только ценой отказа от строительства подземного перехода. Ну, понятно, что в такой постановке вопроса выберет большинство.



Правда, в переговорах власти и активистов был вроде бы найден и некий компромисс: разобрать башни и перенести на новое место, устроив в нем музей. Звучит красиво, но, по-моему, это предложение нереализуемо. Во-первых, где Солнечногорск возьмет деньги на этот проект (РЖД гарантирует только аккуратную разборку вместо сноса, а потом передает все это богатство местным властям)? Во-вторых, мне сложно представить, где эти башни можно поставить, да еще так, чтобы они нормально смотрелись в отрыве от железной дороги. Прогнозирую, что, если этот вариант будет принят, то башни разберут, а потом о них забудут.



Вполне допускаю, что уже в скором времени башни и впрямь станут помехой, но не для подземного перехода, а для развития железной дороги. РЖД постоянно наращивают скоростное движение между Москвой и Петербургом и, думаю, скоро двух главных путей на Подсолнечной перестанет хватать для того, чтобы электрички разъезжались с «Сапсанами».



Но как мне кажется,, существующей полосы отвода железной дороги вполне достаточно для того, чтобы раздвинуть башни. Было бы желание. Собственно, этот вариант и представляется мне оптимальным — после строительства подземного перехода разобрать мост и в рамках проекта комплексного благоустройства станции передвинуть башни, создав задел под будущее увеличение числа путей, чтобы через несколько лет вопрос о сносе не встал снова. Разумеется, башни при этом нужно привести в божеский вид. Сделать там музей было бы, конечно, совсем здорово, но давайте будем реалистами. :) Случившаяся несколько лет назад ситуация с круговым депо на Ленинградском вокзале показала, что под давлением общественности РЖД в состоянии найти приемлемое решение, позволяющее сохранить историческое наследие не в ущерб развитию и требованиям современности. Хотя, к сожалению, на Октябрьской железной дороге немало примеров до обидного варварского уничтожения старины (почитайте во второй части статьи на «Архнадзоре»). Но будем надеяться, что в этот раз все сложится нормально.
Я понимаю, что кому-то может показаться смешными попытки защитить от сноса такие невзрачные строения, но правда, зачем ПРОСТО ТАК сносить то, что хоть для кого-то имеет историческую ценность?



Коль уж довелось сделать и опубликовать фотографии башен, выложу еще несколько снимков Подсолнечной и окрестностей. Платформы на этой станции расположены не друг напротив друга, а по разные стороны от башен — так как они были расположены на всех станциях 3-го и 4-го классов изначально, ведь составы тянулись за паровозами, которые заправлялись водой в центре, у башен. На фото — платформа на Москву.



Она же на общем плане вида в сторону Питера. Сразу после «бутылочного горлышка» между башен количество путей увеличивается.



Вторая платформа, если так можно выразиться, полуостровная. Она служит и для остановки проходящих электричек в сторону Твери, и тупиком для поездов, следующих от/до Подсолнечной.



Напротив нее, через пути, служебная территория железной дороги. Именно оттуда был сделан размещенный выше кадр с «Сапсаном». Оказалось, что на этой территории нельзя находиться посторонним, но я честно не знал об этом, поскольку прошел туда через открытые ворота, когда охранника не было на месте. :)



Основное здание вокзала находится со стороны платформы на Петербург. Скорее всего, построено оно уже в 2000-е.



В его архитектурном решении можно усмотреть отсыл к теме двух башен у железной дороги.



В отличие от Клина, привокзальная площадь практически полностью отдана под стихийную парковку и павильонную торговлю.



Примерно в 300 метрах отсюда находится автостанция Солнечногорск, так что это главный транспортный узел почти всего Солнечногорского района.



За территорией автостанции, вдоль железной дороги, стоит интересное и, думаю, далеко не новое здание Солнечногорского пассажа. Но это, конечно, уже другая история.



С противоположной стороны от железной дороги Солнечногорск выглядит совсем уж по-деревенски. Город здесь еще далеко не кончается, но большую часть его территории по эту сторону «железки» занимает частный сектор.



Для входа на платформу в сторону Москвы имеется свеженький стеклянный павильон.



Впрочем, на символ города такая постройка, конечно, не потянет. Хорошо бы все-таки сохранить башни. :)

Смотрите также:
Подборка исторических фотографий к 165-летию Октябрьской железной дороги
Как строили дополнительный путь для «Ласточек» на участке Москва–Крюково
С НАТИ на МЦК. Пересадка с Ленинградского направления на городскую электричку
Теперь и салатовая. Пересадки с электрички на Люблинско-Дмитровскую линию метро

#Подсолнечная #Солнечногорск #Подмосковье #Московская_область #железная_дорога #ОЖД #Николаевская_железная_дорога #Архнадзор

Tags: #Архнадзор, #Московская_область, #Николаевская_железная_дорога, #ОЖД, #Подмосковье, #Подсолнечная, #Солнечногорск, #железная_дорога, АРХИТЕКТУРА, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ИСКУССТВА, ИСТОРИЯ, МАРАЗМ И ПОРЯДОК, ПОДМОСКОВЬЕ, ТРАНСПОРТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments