Чукаев Павел (starina_chuk) wrote,
Чукаев Павел
starina_chuk

Categories:

Не бойтесь — дорожный патруль!



Зеленый внедорожник-пикап дорожного патруля ЦОДД стал для москвичей привычным спутником мелких ДТП и прочих дорожных происшествий — его экипаж появляется на месте разных инцидентов и помогает быстрее восстановить нормальное движение. При подготовки статьи об этой службе для Инфопортала Зеленограда мне удалось посмотреть на работу дорожного патруля изнутри и глазами диспетчера из ситуационного центра. С небольшими изменениями копирую этот материал в своей журнал. Из него вы узнаете, что должны уметь сотрудники дорожного патруля, в каком мессенджере они общаются с центром управления и зачем им стремянка и коптер.


— Напишите, чтобы водители нас не боялись! — говорит Дмитрий Шепелёв, один из патрульных зеленоградского экипажа. — А то некоторые пугаются: думают, приехали их штрафовать. Но мы никого не наказываем — только помогаем!



Службе дорожного патруля в Москве без малого два года, но на постоянную работу в Зеленограде первый автомобиль патруля вышел только 18 марта. Теперь он работает на улицах нашего города ежедневно с 7:30 до 19:30.



Из Москвы автомобиль не гоняют — на ночь он остается на территории местного автокомбината.



Сами патрульные тоже специализируются только на Зеленограде. Для работы в нашем округе ЦОДД выделил четырех человек — они дежурят парами и сменяют друг друга в режиме «два через два».



Главное требование, которое предъявляется к патрульным, — знание Правил дорожного движения, ведь им по несколько раз в день приходится помогать водителям в оформлении ДТП и иногда даже объяснять, кто виноват.



Неудивительно, что среди сотрудников дорожного патруля встречаются бывшие «гаишники» (как, например, наш собеседник Дмитрий) — обязанности похожи (даже жезл для регулировки движения выдают :)), ответственности (например, связанной с ношением оружия) меньше, да и помогать людям, оказывается, приятнее, чем наказывать их.



Заказать эту помощь, вызвав дорожный патруль, нельзя. Он работает по своей логике, которая заключается в том, что в первую очередь патруль высылается туда, где ДТП (пусть даже мелкое) или сломавшийся автомобиль создают затруднения в дорожном движении.



Вот наглядный пример — небольшое ДТП на пересечении Сосновой и Каштановой аллей. Вроде бы не самое оживленное место в дневное время, но машины столкнулись аккурат перед светофором в единственной полосе для движения прямо. Левую полосу почти постоянно занимают автомобили, поворачивающие налево, — и вот при совсем небольшом трафике на ровном месте начинают образовываться затруднения в дорожном движении. Случись такое вечером — затор собрался бы гораздо быстрее.



Экипаж прикрывает участников ДТП своей машиной, выставляет вокруг оранжевые конусы и приступает к оказанию помощи.



Рустам Закиров, напарник Дмитрия, фиксирует последствия произошедшего на планшет.



Сам Дмитрий в этот момент общается с участниками ДТП и осматривает повреждения.



Повреждения — незначительные, вполне можно обойтись «европротоколом». Фотографии сделаны — оформление документов можно продолжить на ближайшей парковке.



15–20 минут с момента аварии — и потенциальный источник затора убран с проезжей части. Еще полчаса работы с бумажками — и дорожный патруль готов к следующему заданию.



Куда его направить, решают в ситуационном центре ЦОДД. В Зеленограде есть свой автономный (и небольшой по сравнению с общемосковским) ситуационный центр. Он располагается в здании на Яблоневой аллее.



Сюда стекается информация от различных служб и данные всевозможных систем. Кроме того, дежурная смена центра наблюдает за обстановкой на дорогах Зеленограда в режиме реального времени благодаря многочисленным камерам.



Анализируя всю поступающую информацию, специалисты ситуационного центра и принимают решение о том, какая дорожная ситуация в данный момент сильнее всего затрудняет движение в городе, и направляют на ее устранение дорожный патруль.



— К примеру, 10–15 процентов пробок создается из-за сломанных автомобилей, — говорит Эдуард Светлов, главный специалист ситуационного центра ЦОДД. — Достаточно убрать этот автомобиль в сторону — и движение наладится само собой. Но для это нужны руки. И вот такие руки, которые могут взять и передвинуть машину с проезжей части, у нас появились — это дорожный патруль, мощный инструмент, благодаря которому мы можем в кратчайшие сроки разобраться с проблемой без привлечения сторонних сил.



Оборудование дорожного патруля позволяет его экипажу решить практически любые задачи, с которыми он может столкнуться на дороге.
— Вот тут у нас конусы двух видов, тросы до трех и до пяти тонн, временные знаки на подставке, гидравлический домкрат, набор инструментов, — патрульный Рустам Закиров проводит для нас «экскурсию» по внушительных размеров багажнику зеленого пикапа ЦОДД (а я не упускаю возможность сфотографироваться со знаком на фоне патрульной машины). — Еще есть бустер — пусковое устройство для аккумулятора. Иногда, чтобы переместить машину, достаточно завести ее, а пусковое устройство удобнее проводов для прикуривания. Хотя провода для прикуривания тоже есть.



Еще в арсенале дорожного патруля имеются стремянка (о ней ниже), рулетки (как лазерная, так и обычная — при ярком солнце удобнее работать последней), огнетушители, аптечка (все патрульные проходят курсы оказания первой помощи) и даже коптер.



— Использовать коптер в Зеленограде пока не приходилось, а в Москве — случалось, — рассказывает Дмитрий Шепелёв. — Бывает такое, что из-за затора не получается пробраться к месту происшествия, а в поле зрения камер этот участок не попадает. Тогда ситуационный центр просит поднять в воздух коптер, чтобы посмотреть, что произошло.



Техническое оснащение самой машины (на всякий случай — это Vokswagen Amarok) также подчеркивает ее многофункциональность: лебедка, внушительный фаркоп (крюк), проблесковые маячки желтого цвета, которые не дают никаких преимуществ, но делают патруль заметнее на дороге, и фонари на крыше, позволяющие дополнительно обозначить машину в условиях плохой видимости.







Само собой, имеется в автомобиле и регистратор (а патрульных есть еще и нагрудные камеры).



В свободное от выездов на заявки время дорожный патруль занимается мониторингом состояния дорожной инфраструктуры.
— За день мы объезжаем практически весь Зеленоград, — говорит Рустам Закиров. — Смотрим, чтобы все знаки и светофоры находились на своих местах. Если замечаем, что какой-то знак повернут в сторону, то останавливаемся и пытаемся поправить — для этого у нас даже есть стремянка, чтобы забраться повыше. Если решить проблему своими силами не удается, передаем заявку в соответствующее подразделение — как правило, такие заявки исполняются в тот же день.



Точно так же дорожный патруль передает информацию о неубранном снеге, мусоре на проезжей части, участке дороги, не обработанном реагентами, ямах, размеры которых превышают допустимые нормативами размеры, неправильно припаркованных машинах, затрудняющих движение, — словом о любом непорядке на дороге.



Еще одна функция экипажа патруля — проверка разрешений на проведение дорожных работ. Правда, полномочий прекратить эти работы в случае отсутствия такового разрешения у патрульных нет, но они могут подключить к решению вопроса ГИБДД.



И все же самый часто встречающаяся задача для дорожного патруля — выезд на место ДТП. Вот очередной случай — две машины столкнулись рядом с остановкой 400-го у «Океана». Когда на остановку подъезжает автобус, две полосы Центрального проспекта из трех оказываются перекрыты для движения — самое время вмешаться сотрудникам ЦОДД.



В этот раз повреждения одного из автомобилей предположительно «тянут» больше чем на 100 тысяч рублей — соответственно, «европротоколом» здесь не обойтись.



Экипаж дорожного патруля приступает к оформлению ДТП — фотофиксации, замерам и т. п.



После того, как все необходимое выполнено, автомобилистам по согласованию с ГИБДД дается команда освободить проезжую часть. Машины отъезжают на прилегающую территорию, где в основном силами патрульных продолжается оформление бумаг. Процесс небыстрый — даже до того, как машины убрали с дороги, прошло больше получаса, но все-таки это гораздо быстрее, чем если бы им пришлось дожидаться сотрудников полиции.



Дорожный патруль постоянно находится на связи с ситуационным центром. С одной стороны, сотрудники дежурной смены могут отслеживать перемещения патруля на карте и с помощью видеокамер.



С другой, сами патрульные фиксируют все свои действия. Для общения с диспетчерами у них есть планшеты с рабочим чатом в «Телеграме» (!): приехали на место — отписались в чате, сфотографировали последствия аварии — отправили туда же, составили схему ДТП — ее фото тоже сразу передается в ситуационный центр.



В результате вся информация по дорожному происшествию собирается в одном месте и сохраняется в базах ЦОДД. Если впоследствии у участников происшествия возникнет необходимость в ее получении, они могут обратиться в учреждение и им предоставят все материалы.



Еще бывают ситуации, когда у участников ДТП возникают споры о том, кто виноват. Если такая авария попала в объектив одной из городских камер, то сотрудники ситуационного центра могут отправить запись момента столкновения прямо на планшеты патрульных, чтобы те показали ее автомобилистам — как правило, после этого все разногласия исчезают.



Работа дорожного патруля во многом связана с происшествиями, но это, если можно так выразиться, очень позитивная служба. Патрульные (напоминаю еще раз!) никого не наказывают и всем помогают. Помогают ГИБДД, во многом освобождая их от работы по оформлению ДТП. Помогают своим коллегам из ЦОДД, которые теперь, наконец, получили «руки» для решения дорожных проблем. Помогают водителям, попавшим в ДТП. Помогают тем, кто благодаря их работе не попал в серьезную пробку. В общем, бояться их точно не за что. :)



Мои страницы в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram
Страница в Instagram «Журналист из Зеленограда»
Инфопортал Зеленограда — новости города и окрестностей


Tags: "ИНФОПОРТАЛ ЗЕЛЕНОГРАДА", АВТО, ЗЕЛЕНОГРАД, МОСКВА, РАБОТА, СТАТЬИ, ТРАНСПОРТ
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments